Братья Ломбард, актеры фильма «Шаг вперед»
«Нам просто нравится танцевать. Да, это называется танцем, но мы не танцоры».
Если вам когда-нибудь доведется общаться с братьями Ломбард, обязательно, слышите, обязательно, обращайтесь к ним Мартин и Факундо! Эти ребята не просто похожи как две капли воды, они по-настоящему дружны и идут по жизни плечом к плечу, но при этом каждый — личность со своим «я». Буквально на днях Мартин и Факундо приземлятся в Санкт-Петербурге, чтобы выступить на фестивале Dance Open, а пока WLD узнали, что вообще они слышали о России, каково было сниматься в фильмах «Шаг вперед» и почему они не считают себя танцорами. И, да, в этом интервью «я» = «мы».
WLD: Мартин, Факундо, в России вас знают хорошо, а что вы знаете о России? Известны ли вам имена каких-нибудь русских танцоров?
Мартин: Я никогда не был в России и никого там не знаю. У меня есть фанаты в России, это точно, мы общаемся на Фейсбуке и в Твиттере. В целом, я в предвкушении поездки. Главное, я хочу выступить на сцене и показать, что я умею делать.
Факундо: Да, я тоже очень хочу побывать в России и узнать побольше о стране, обществе и танцорах.
Мартин: Кстати, я знаю танцоров из России — Барышникова! Я никогда не встречался с ним лично, но точно знаю: он великолепный танцовщик, пожалуй, даже лучший.
WLD: Как минимум, у вас будет шанс увидеть Санкт-Петербург и великолепные балетные постановки. Вы приезжаете на фестиваль DANCE OPEN, и мы увидим ваше выступление на сцене. Что это будет? Мы привыкли видеть в вас уличных танцоров, танцоров степа, а тут балет.
Мартин: Мы довольно часто выступаем на гала-шоу. Скорее всего, организаторам просто понравилась сама идея показать номер вне заявленной программы, ведь фестиваль полностью посвящен балету. Конечно же, людям нравится балет, и они придут посмотреть именно на него. Но наше выступление точно добавит красок, к тому же, зрителям должна понравиться музыка.
Факундо: Иногда интересно включить в шоу номер совершенно в другом стиле. Мне нравится эта идея. Люди будут думать, что сейчас мы выйдем на сцену, чтобы показать балет, но я не буду танцевать балет, наш номер — это только чечетка, это будет «Escualo».
WLD: А должен ли танцор быть универсальным, изучать разные стили, или лучше сосредоточиться на одном и стараться достичь результатов в нем?
Факундо: Если хочешь стать танцором, ты должен учить все стили, чтобы ходить на кастинги в разные компании и к разным артистам. Но если ты больше хочешь стать артистом, научиться выражать себя, все стили тебе не нужны, это совсем другое. Не уверен, что Джон Леннон был великим музыкантом, умел играть и джаз, и классику, но я точно знаю, что он был выдающейся личностью.
Мне больше нравится такой подход: если хочешь стать танцором, учи стили, но если хочешь научиться создавать свой собственный мир, начни с себя.
Мартин: Пойми, кто ты есть на самом деле.
Факундо: И говори то, что хочешь сказать. Ломай стереотипы, отступай от правил и делай по-своему. Многие говорят, что балет — это основа всего, а я скажу, что это не так. Не для всего. Если поехать на Кубу и посмотреть, как люди танцуют социальные танцы, вы заметите, балет они никогда не танцевали. Это всего лишь стиль. Если вы планируете танцевать хип-хоп или чечетку, балет вам тоже не нужен. Это совершенно другой мир.
WLD: Вы вот и современные стили танцуете, и степ, и сальсу в «Шаге вперед» мы оценили. Раз уж зашла речь о ваших умениях, то, как насчет аргентинского танго?
Мартин: Вообще, у меня нет разделения на стили. Для меня гораздо важнее делать то, что я чувствую, слушая музыку, и совсем неважно, что это за стиль. Когда я слушаю музыку танго, я не вижу именно танец-танго, я просто что-то чувствую и хочу это выразить в танце. У меня нет картинки: мужчина обнимает женщину, и они танцуют танго.
Факундо: Разделение на стили — это не про нас. В фильме «Шаг вперед-3» я просто делал то, что мне говорили. Не думаю, что я танцевал хип-хоп и эти пару шагов из сальсы так, как следует. У нас нет ни стилей, ни правил, мы называем это свободой самовыражения, основанной только на эмоциях. Наш креатив — это фотография, ритм и эмоции. Как в том же танго: когда я слышу эту музыку, я не вижу танцующую пару. Я просто чувствую что-то и хочу это выразить. Например, вы смотрите фильм, в одной из сцен которого в комнате сидит и плачет мужчина. За кадром при этом звучит грустная мелодия. Вот! Парень не встанет и не начнет танцевать контемпорари. Он просто сидит на стуле и плачет. Мы делаем то же самое: мне нравится сначала найти чувство, ощущение, эмоцию, и только после добавлять движение. И также со стилями. Дело не в движениях, все дело в том, как ты это воспринимаешь. Отношение определяет восприятие. (Тут Факундо встает и показывает волну рукой) Вот например, это движение из какого стиля?
WLD: Вейвинг? Хип-хоп?
Факундо: Это будет хип-хоп, только если ты добавишь в него немного хип-хопа (добавляет кач), но если добавить сюда немного «Лебединого озера» (встает на носочки, выпрямив спину) — движение то же самое, а отношение другое.
Никто никогда не скажет, что Майкл Джексон танцевал хип-хоп, никогда. Так что никаких стилей, никаких правил. Если я хочу поставить танец под композицию Баха, песню Майкла Джексона или трек в стиле сальса, я сделаю это. Мы никогда не учились танцевать — я пошел в танцевальную школу в 21 год — но и то, чтобы наблюдать, а не ходить на уроки. Так что я никогда не был связан с каким-то стилем. Даже если говорить про чечетку. Я начал ее танцевать в 21 год — во время мастер-классов с величайшими танцорами. Когда я осознал, что начинаю быть похожим на каждого из них, я потерялся, не мог понять, кто же я на самом деле. Так я перестал танцевать и не занимался годами. Мне не нравилось, что в танце я не могу оставаться самим собой. Так что мы создали свою теорию «свободы самовыражения» и добавили ее в чечетку.
Мартин: Когда мы создаем хореографию, например, к видео «Escualo», мы не думаем о стиле, мы просто слушаем музыку. Не думаю, что мы бы создали этот номер, если бы думали о чечетке и ее правилах.
Я не думаю о стиле, я просто беру свои туфли и делаю, что хочу.
WLD: Получается, что танцевать вы начали в 21 год, но по отдельности?
Мартин: Нет, все, что он сказал, он имел ввиду «мы».
Факундо: О, да, я говорю «я», но имею ввиду «нас». Я начал танцевать чечетку в 21 год, но в целом, танцевать мы начали в 7 лет.
WLD: Вы также сотрудничали с Тито Пуэнте. Расскажите об этом опыте.
Факундо: Я всегда восхищался Тито Пуэнте. Впервые я узнал о нем, когда посмотрел фильм «Сальса». Однажды, будучи в Нью-Йорке, мне выпал шанс поработать с ним. Там живет великий сальса-танцор — Эдди Торрес, он был одним из тех, кто познакомил Тито с сальсой. Однажды он увидел, как мы танцуем чечетку, подошел к нам и сказал: «Слушайте, у меня есть одна идея, давайте сделаем это с Тито Пуэнте? Я его хореограф и моя труппа будет выступать с ним во время турне, я бы хотел взять вас с собой. Мне кажется, вы ему понравитесь». Конечно, мне понравилась эта идея, но я понятия не имел, что я буду делать на одной сцене с этим человеком, ведь я не танцую ни сальсу, ни мамбо. Но идея была в том, чтобы мы танцевали чечетку. Так что у нас получилось отличное шоу, мы выступали несколько раз.
WLD: Вы продюсеры своих шоу, пишете сценарии, режиссируете, но мировую известность вам принес «Шаг вперед-3». Не обидно?
Мартин: В целом люди как-то должны узнать о тебе и о том, чем ты занимаешься, но ты никогда не знаешь, каким образом это произойдет. Это здорово, что они узнали о нас из фильма, для нас он открыл многие двери по всему миру.
Факундо: Да, мы занимаемся всем тем, что ты перечислила, и это здорово, люди даже и не подозревают, что мы ставим постановки, любим музыку, снимаем короткометражные фильмы. Мне нравится, что мы их удивляем таким образом.
WLD: А что вы делаете для поддержания популярности? Используете как-то социальные сети?
Мартин: Мы не используем их в той степени, как должны были бы. Мы не выставляем себя напоказ. Мы создаем видео просто потому, что нам это нравится. А потом выкладываем их в сеть, но никогда не выделываемся и не платим кому-либо, чтобы продвигать наши видео.
Факундо: Я просто снимаю видео и выкладываю его в сеть. В один прекрасный день люди его все равно увидят.
Мартин: Да, однажды они все равно его увидят, так что мы не торопимся, а просто делаем свое дело. Выкладываем в сеть, а дальше уже не важно — увидит его человек сегодня или через 10 лет.
WLD: В фильме «Шаг вперед-3» в первых сценах все отвечали на вопрос: «Почему ты танцуешь?» Ответы были прописаны в сценарии или вы говорили от себя?
Мартин: Некоторые ответы действительно были прописаны в сценарии, но не все. Наше интервью было настоящим. Некоторые ответы отражали характер персонажей. Например, один парень родом из США, но по сценарию он парень из Уганды, так что в этом эпизоде он, конечно, играл.
Факундо: Я помню как Джон М. Чу, режиссер «Шага вперед-3», подошел к нам с камерой и сказал: «Мне нужно взять у вас интервью, я так со всеми актерами делаю». Конечно, он не сказал, что эта сцена войдет в фильм. Так что он задавал вопросы, а мы отвечали на них от своего имени — от имени Факундо и Мартина.
WLD: А первые дни на съемочной площадке помните? Как проходили кастинги?
Факундо: На кастинге было весело. Вообще в день кастингов я шел на тренировку и по пути встретил знакомого, который и рассказал, что в этот день отбирали танцоров для съемок в фильме. Я сказал: «Ок, но я не хочу идти туда, где ищут просто танцоров, я хочу играть в фильме». Парень сказал, что мне стоит попробовать. Мы посоветовались с Мартином и решили сходить. Там было около 1000 человек. Я спросил одну из девушек: «Вы ищете танцоров или актеров?». Она ответила, что им нужны танцоры с характером, чтобы в фильме они могли играть персонажей. Итак, мой номер был 116, у него был 115. Сначала мы выучили кусок хореографии — нас отсматривали по 10 человек. Мы вообще все движения перепутали, выступили ужасно. Я подошел к режиссеру и извинился за нас. Он сказал: «Без проблем, сейчас будет фристайл». Я спросил, могу ли я выступить с братом? Нам разрешили, и мы станцевали свою хореографию. Нам сказали прийти на следующий день — был еще один кастинг. А потом мы ничего от них не слышали целый месяц! Уже подумали, что ничего не получилось, как вдруг нам позвонили и сказали, что мы прошли. Репетиции начинались на следующий день. Все-таки я считаю, что не искали они танцоров с индивидуальностью, ведь у них уже был состав актеров из Лос-Анджелеса, а кастинг проходил в Нью-Йорке, мы тогда жили там. Мне кажется, они хотели столкнуть в одной сцене разные танцевальные команды. А потом появились мы, мы им понравились, и нас взяли.
Еще по сценарию у нас почти не было диалогов. Но во время съемок мы часто подходили к режиссеру и предлагали добавить что-нибудь.
Мартин: Например, предложили, чтобы в фильме мы говорили по-английски и по-испански, когда ссорились из-за девушек. В каждой сцене мы хотели импровизировать. Джон говорил: «Ок, порепетируем?» — «Нет, давайте сразу снимать». В фильме есть сцена, когда главная героиня (Натали — ее роль исполнила Шарни Винсон – прим. WLD) заходит в комнату, и мы показываем ей кроссовки. Единственным прописанным диалогом была моя речь, когда я показывал ей комнату. Но мы предложили начать целовать ей руки и ссориться на английском и испанском. Режиссеру идея понравилась, и мы снова отсняли сцену без репетиций. Мы тогда сделали всего два дубля, и именно первый вошел в фильм. Так что у нас была полная свобода для творчества.
WLD: Сложно было из танцоров перевоплощаться в актеров?
Факундо: Да нет, мы же играем уже много лет. И никогда не считали себя танцорами. Нам просто нравится танцевать, выражать себя через движения. Да, это называется танцем, но я не танцор. Я не думаю так, как думают танцоры, не живу жизнью, которой обычно живут танцоры. Я просто экспериментирую и творю. Это может быть танец или актерская игра, неважно. Да, люди знают нас как танцоров, это то, чем мы занимались всю жизнь. Но точно так же всю жизнь мы играли.
Мартин: Конечно, это наш личный подход. Когда я вижу танцора, я всегда скажу: «Вау, вот этот парень настоящий танцор!» Он отлично двигается, умеет танцевать все стили, у него потрясающая техника. Он может выполнять элементы, которых я не знаю. Когда я вижу танцоров, я понимаю, что они очень много работают над собой, у них по три класса в день, они ходят на все кастинги. Я этим не занимаюсь и никогда этого не делал.
Факундо: Мы всегда зависим от вдохновения. Можем проснуться с мыслью: «Я хочу снять вот такое видео, давай посмотрим сценарий».
Мартин: Но это не делает меня кинорежиссером. А то тогда получится, что я и сценарист, и музыкант, и композитор, и танцор, прям уникум!
Факундо: Нет, конечно, нет.
Мартин: Я просто делаю фильмы. Я все и я никто.
О киноискусстве я знаю каких-то 5%, если сравнить меня, например, со Стивеном Спилбергом. А если сравнить меня с танцором, то я тоже знаю всего 5% от того, что знают все танцоры. У меня только 5% знаний, но эти знания не получены путем заучивания.
WLD: Зато у вас есть свобода самовыражения и куча идей. А это стоит тех 95% знаний, которыми вы не обладаете. Многие кинорежиссеры знают 100% теории, но на практике не могут воплотить их в жизнь, так как нет оригинальной идеи.
Факундо: Согласен.
Мартин: А мне нравится, что она говорит (улыбается брату).
Факундо: Недостаток знаний только заставляет меня работать больше и находить новые способы что-то сделать. Таких способов сотни, я пока знаю только два-три.
Мартин: В школе вас научат, что грустный персонаж нужно снимать вот с такого ракурса, камеру нужно поставить вот так и сделать вот такое движение. И потом ты действуешь так, как тебя научили. Когда я снимаю такой кадр, я ничего не знаю, я экспериментирую и пробую найти удачный ракурс, чтобы показать, что персонаж грустит. Так что мы в постоянном поиске идей.
Факундо: Незнание чего-то даже полезно, когда ты знаешь всего пару способов, ты работаешь усерднее с тем, что имеешь. Используешь свои возможности по-максимуму.
Мартин: Но мы много учимся.
Факундо: По-своему. Мы смотрим фильмы, общаемся с режиссерами, сценаристами, актерами.
Мартин: Мы никогда не учились актерскому мастерству, зато начали играть задолго до того, как начали учиться. У нас всегда на первом месте эмоции, и уже потом мы решаем учиться этому. Например, я встретил преподавателя, мы разговорились, я рассказал, что люблю играть. Он спросил: «А ты знаешь такой-то прием?» Говорю: «Нет, но очень хотел бы научиться». Он позвал меня к себе в класс, и 3,5 года мы учились разным техникам. А потом я начал узнавать про знаменитых преподавателей, начал чему-то учиться у них и потихоньку стал различать в игре популярных актеров эти техники. Вот так мы и учимся.
WLD: Вы упомянули, что переехали в Нью-Йорк, но через пару лет вернулись в Аргентину. Многие танцоры боятся переезжать в более крупные города, потому что боятся, что если не получится, то дома над ними будут смеяться. Сталкивались ли вы с этим страхом?
Факундо: Я не считаю, что это была неудача, потому что никогда в удачу не верил. Для меня «неудача» — это оправдание, люди ведь всегда должны свалить вину на кого-то. Я считаю, что переезд обратно в Аргентину был судьбоносным, потому что я не хотел возвращаться, а было надо, у нас были сложности с документами. Но по возвращении я узнал многое из того, что помогает мне сейчас.
Мартин: Да, ты начинаешь больше понимать самого себя.
Факундо: Часто те, кто путешествует по миру, стараются сделать так, чтобы не вернуться в свою страну. Именно так я себя и чувствовал — совсем не хотел возвращаться. Мне казалось, там для меня нет ничего. Я хотел в США, в Нью-Йорк, я хотел снимать фильмы. Но жизнь распорядилась так, что я снова оказался в Аргентине. Поначалу было очень сложно осознать, почему так случилось. Но как только мы осознали все, стало легче. Но это долгая история. Мы просто поняли, что все, что случается с нами, происходит для чего-то.
Нужно продолжать работать, именно этому мы научились в Аргентине. А сейчас жизнь вернула нас обратно в США, и я чувствую, что тогда Бог посчитал, что мы еще к этому не готовы, и отправил нас обратно домой, чтобы мы набрались знаний. А как только это произошло, когда он понял, что мы готовы, он вернул нас обратно в США. Некоторые говорят, это удача, другие считают, что это Бог, третьи — что это Вселенная. Я точно знаю, что это Бог.
WLD: Так теперь вы работаете в Лос-Анджелесе…
Мартин: Мы не работаем здесь, мы живем.
Факундо: Но конечно, да, мы делаем фильмы, мы вообще переехали сюда из-за развитой киноиндустрии.
Мартин: Нам всегда нравились фильмы, и вот сейчас мы работаем над сценарием к фильму. Мы переехали из Нью-Йорка, потому что нам нужно было место потише, и солнца побольше. Большую часть времени мы проводим здесь, дома, пишем сценарии или новую танцевальную композицию. А еще мы много путешествуем. В апреле едем в Россию, в мае в Канаду, потом в Мексику, Аргентину и много еще куда.
WLD: И последний вопрос: вы из тех близнецов, что подчеркивают свою схожесть, или наоборот, стараетесь быть максимально разными, подчеркивая индивидуальность?
Факундо: Мы разные.
Мартин: Кроме того, что мы думаем одинаково, мы еще и чувствуем одинаково, нам нравятся одни и те же вещи, когда мы слышим, например, песню в первый раз, у нас возникают одинаковые эмоции. Когда мы смотрим фильм, испытываем одно и то же. Когда пишем сценарий, мы знаем, что хотим показать в нем, и, как правило, это тоже совпадает. Именно поэтому когда я говорю «я», то имею ввиду «мы». Но каждый из нас — индивидуальность, мы никогда не делим знания 50/50.
Факундо: Это правда.
Мартин: Каждый из нас изучает что-то на 100%, и каждый из нас остается собой на 100%, а потом мы это совмещаем. И это делает нас индивидуальностями. Мы оба знаем одно и то же, нет чего-то такого, что я знаю, а он нет. По крайней мере, мы стараемся делать именно так.
Под очарование братьев Ломбард попала Мария Бреховских.